Воспоминания Александра Александровича Патрушева. Часть 1

Воспоминания Александра Александровича Патрушева. Часть 1

Раздел: О городе

1. Николай Наркисович Мамин.

Раньше, когда отец - поп Андрей был благочинным, под его наблюдением было 12 церквей. Письменных дел и отчетности было много. О. Андрей держал письмоводителя. Много лет у него работал Николай Наркисович Мамин – старший брат писателя Мамина- Сибиряка. На вид он был очень суровым человеком, высокий ростом, с чёрными волосами и крупными чертами лица. Его все звали «Наркисович». Он жил на содержании о. Андрея.

Николай Мамин с братом

Наркисович был очень весёлого нрава: любил шутить, рассказывал множество анекдотов, пел и играл на гитаре. Кроме Наркисовича у о. Андрея жил его дальний родственник - Павел Егорович Луканин. Когда-то Луканин был псаломщиком в Бобровской церкви, но с ним приключилось несчастье, он заболел психическим расстройством, и его лишили церковного звания.

Луканин умел играть на гармошке, особенно на скрипке. В свободное время вечерами в квартире о. Андрея составлялся целый концерт. Наркисович на гитаре, Павел Егорович на скрипке, а о. Андрей возьмёт гребёнку, обернёт бумажкой, прижмёт губами и извлекал звуки своеобразного инструмента. Иногда под аккомпанемент гитары Наркисович пел весёлые и комичные куплеты. Например «Я цыганка молодая» и т.д.

2. О. Андрей Тюшев.

О. Андрей был вдовец, детей у него не было. Хозяйством правила его сестра-вдова, бывшая попадья. По характеру о. Андрей был чрезвычайно льстивым, жадным на деньги и скупым. Если он поедет за сбором по приходу, то всегда привозил разных продуктов больше, чем другие.
Бывало, заходит в какой-нибудь дом и наговаривает: «А дома ли хозяюшка? Как поживает апельсинчик, георгинчик, бутончик, маковое зёрнышко? Хорошо ли несутся курочки? Не поделишься ли со мной голубушка?» После таких ласковых слов хозяйка размякнет и, не скупясь, даёт ему десяток яиц. Казалось, что этот поп служил в церкви только из-за денег и еды. С обедней управлялся быстро в течение одного часа.

У о. Андрея был скоплен порядочный капитал, который лежал в Екатеринбургском банке. Скупость его доходила до того, что Павла Егоровича кормили только картошкой и зацвелым ржаным хлебом. В течение лета Павел Егорович носил о. Андрею из леса целыми корзинами грибы и ягоды.

Перед Новым годом о. Андрей договаривался с моим отцом относительно поездки в город. Там объезжали банки Волжско-Камский, Новосибирский и Государственный. О. Андрей во всех банках получал %. После этого ехали в бакалейные магазины, где поп покупал сушеных фруктов, зернистой и паюсной икры, семгу, на рыночном базаре, где находится горный институт, о. Андрей покупал мороженой рыбы: целого осетра, стерляди, моксуна и др. рыбы. Домой они возвращались с полной кошовкой разных продуктов. За поездку в город он платил отцу 1р.

Совершенно противоположного характера был другой священник - о. Викентий Сельменский, который жил в собственном доме против школы. Это был глубоковерующий поп. Служил обедню без торопливости, казалось, что он жил только верой в Бога и надеждой на его милость.

3. Кабак

Дом о. Андрея стоял против постоялого двора. Большой с окнами на р. Арамилку, с флигелем, где жил Наркисович. Против нашего дома стоял кабак с надписью: «Торговля водкой распивочно и на вынос». Водка продавалась из бочек, в стеклянной посуде были только настойки - перцовка, Ерофеич и др.
Кабак по вечерам был открыт до 12 часов ночи. Сюда каждый вечер собирались мужики, беседовали, дымили махоркой. Кабак в те времена (19 век) являлся как бы клубом для деревенских мужиков. Здесь узнавали различные новости, где какие будут свадьбы, где какие открылись работы. Здесь же перекидывались шутками, меткими словами. Если у посетителя есть какие-нибудь деньжонки, то можно выпить чарку водки. Бывали здесь ссоры и драки. Продавец неспокойных выгонял на улицу. Они без спора покидали кабак.

кабак

В Арамили кабак принадлежал купцу Роженеву. Чтобы открыть кабак в какой-нибудь деревне, нужно было решение сельского схода. Купец, желающий открыть кабак, предварительно договаривался с сельскими властями, старостой, старшиной, писарем. Решал дело сход. Рожнев обыкновенно брал на себя обязанность уплатить недоимки податей, числящихся за жителями Арамили, кроме того на сходе он выставлял для угощения бочку водки, а бабам и ребятам разбрасывал в толпу угощения (конфеты, пряники). Получалась давка, кончалось тем, что кто-нибудь оставался калекой.

В конце 19 века частная торговля водкой была отменена и установлена на продажу водки государственная монополия. В казенных винных лавках водка продавалась в стеклянной посуде за сургучной печатью. В лавке соблюдалась чистота. Входящий в лавку должен снимать шапку и очищать ноги. В летнюю пору водка продавалась через особое окошко.

Продавцы получали жалование в размере 40 руб. и пользовались бесплатной квартирой. Так как материальные условия продавца винной лавки были лучше учителя начальной школы, то некоторые из учителей стали переходить с учительской должности на должность продавца винной лавки.

4. Всероссийская перепись населения 1897г.

В январе 1897г. проводилась всероссийская перепись населения. По нашей улице счётчиком был назначен торговец Николай Григорьевич Гускин. На каждую семью переписной лист составлялся в двух экземплярах. Первый лист составляли при подворном обходе самим Николаем Григорьевичем, а для переписки 2 листа пригласили меня. Я над этой работой просидел неделю и получил за работу 1р. от Гускина.

перепись 1897   знак счетчика переписи  

Должность счётчика считалась почётной, выдавали бронзовые медали с надписью «За участие во Всероссийской переписи 1897г.»

медаль перепись 1897  медаль за перепись



Арамиль, Николай Наркисович Мамин, Павел Егорович Луканин, Отец Андрей Тюшев, кабак купца Роженева в Арамили, Всероссийская перепись населения 1897г., Александр Патрушев

Возврат к списку