Культура и быт Арамильской слободы 1675-1861гг.

Культура и быт Арамильской слободы 1675-1861гг.

Раздел: О городе

Жители Арамили при крепостном праве считались горнозаводскими урочниками. Они рубили дрова, жгли уголь для Исетского завода, где отливали пушки и ядра.
verh_iset_zavod.jpg

От казны население получало по одному пуду ржаной муки на одного человека. Проработав 20 лет на заготовке угля, крестьяне получали по уставной грамоте земельные наделы в размере пяти десятин, из которых три десятины чернозёмной пашни и две десятины покоса. Землевладение считалось общинным. Часть крестьян, имевших лошадей, занимались извозом. Транспорт был только гужевой. Зимой мужики собирались артелью и отправлялись в Сибирь за товарами, пушниной, кожей.
Guzhevoy-transport.jpg

По переписи 1706 года в Арамильской слободе было 303 жилых крестьянских двора, с которых в том году было собрано: поворотных денег 75 рублей 25 алтын, сдельных и уздяных 3 рубля 26 алтын. Да кроме того было пустых дворов, жители которых перед тем бежали, 148; но и за эти пустые дворы были собраны деньги с наличных крестьян. Бань было: поповских 3, дьячковских, понамарёвских, писчиковских, крестьянских, бобыльских и прочих 297; с них в 1706 году собрано оброку 43 рубля 11 алтын. Собрано с писчиков Андрея Гобова со товарищи, с таможенного и площадного письма и мирских дел 3 рубля с него же Гобова, оброку 1 рубль; за владение покосами с 1 пушкаря с церковного дьячка 1 рубль.

С момента, как строилась Арамильская слобода, культура у жителей была на низком уровне. Народ собирался по вечерам в избах. Чаще молодёжь снимала у какой-нибудь вдовы или одинокой женщины на вечер избу и проводила посиделки - «вечеринки». Иногда приходили пожилые: кто вязал, кто прял, а кто «балагурил». Молодёжь пела, плясала под гармошку кадриль. Освещением служила лучина, а в 18 веке появились керосиновые лампы.
posidelki.jpg

Говоря о культуре, нельзя не сказать о православии. Дореволюционные жители слободы в подавляющем большинстве были людьми глубоко верующими. И о Боге, в которого веровали, знали не понаслышке благодаря религиозному просвещению, которое в той или иной форме всегда присутствовало на Руси.

По данным справочника Екатеринбургской епархии, первая церковь, построенная вместе с острогом, была сожжена башкирами в 1709 г. Вместо неё в 1712 г. была заложена вторая деревянная церковь, освящена 30 сентября 1717 г. В 1782 г. церковь сгорела, уцелела только колокольня. К последней в 1783 г. прирубили «храмину» и алтарь, который был освящён 20 июня того года. В 1792 г. деревянная церковь, загоревшись опять, сгорела начисто.

Арамильцы на общем собрании слободы приняли решение ходатайствовать перед уездным, а также епархиальным начальством о строительстве более подобающего для Арамили храма – каменного. По благословлению Преосвященного Мелетия в 1830 г. был заложен храм. В 1838 г. по благословлению епископа Евлампия освящён левый предел, а в 1842 г. состоялось торжественное открытие всего храма. 

aramil_hram.jpg

И по сей день собор украшает город. Люди и время не пощадили его. Но реставрационные работы хоть и медленно, но идут. И это вселяет надежду, что храм вернёт себе былую красоту и великолепие.


Развитие образования

На землях Арамильской слободы в 1707 г. возникло 24 селения. Арамиль была центром и гнездом Уральских горняков и рудознатцев. Грамотными людьми были только писцы и церковнослужители. Население сплошь безграмотно. Первое училище в Арамильской слободе возникло в 1734 г. при Долматовском монастыре. Первая школа грамоты была создана в начале 18 в., обучение велось на дому старцем под контролем священников. За обучение они взимали 50 копеек за ученика в месяц. Платная учёба была возможна только богатым. 

deti.jpg

В 1817 г. в Арамили открывают горное училище с одним классом. Учили закон Божий, счёт, чистописание, читали церковную и гражданскую печать и горное дело.

Школа находилась в центре Арамили и называлась «Беленькая», т.к. её всё время белили. Учились в ней и дети крестьян, т.к. они были приписаны к Уктусскому заводу, которому нужны были люди, знающие горное дело.

Новый этап в истории образования в России начался с первых лет 19 в. В 1804 г. был принят университетский указ, положивший начало постепенной перестройке органов народного образования в России. Территория Урала вошла в состав Казанского Учебного округа. Согласно указу в стране создавались начальные школы-училища с годичным сроком обучения. Они могли быть в губернских и уездных городах, сёлах. Обучаться там могли дети низших сословий. Финансирование возлагалось на городские и крестьянские общества. Второй ступенью школьной системы были уездные двухклассные училища, где преподавали грамматику, чистописание, «закон божий», начальные сведения по физике, геометрии, арифметике, ремёслам, рисованию.

В 1845 году в Арамили создаётся такое училище для мальчиков с обучением 2 года. Так же в эти годы работает церковно-приходская школа для девочек.

Таким образом, к 1861 году в Арамили существовало 3 школы:

1. Горное училище, где помимо основных предметов изучают горное дело;

2. Училище для мальчиков с 2-х годичным обучением;

3. Церковно-приходская школа, где учились 25 девочек.

Охваченными обучением считались только около 15% детей, а взрослых и того меньше.


Как уже говорилось ранее, культура в Арамили находилась на низком уровне. Всё заканчивалось «посиделками» и «вечеринками» до 1886 г. В том году открылся «Дом трезвости».

Во все времена страдали арамильцы от традиционного российского недуга – пьянства. В 1863 г. открылось в Арамили питейное заведение купца Соболева. Женщины неоднократно обращались в волость с просьбой закрыть, но заведение не закрыли, а открыли «Дом трезвости» в 1886 году. Поначалу там просто велась антиалкогольная пропаганда с привлечением местной интеллигенции, а также священнослужителей, потом туда стали приглашаться именитые уездные лекторы, был куплен проекционный фонарь, посредством которого на полотняном экране появлялись поучительные и просто приятные глазу цветные картинки. В известном смысле дом трезвости был первым кинотеатром. А через девять лет после открытия в доме трезвости заработала первая публичная библиотека, в которой проводились вечера и беседы на самые разнообразные темы, волновавшие пытливую публику той поры.

Вторая библиотека была фабричная. В 1913 году владелец Арамильской фабрики Злоказов выделил комнату в конторе и дал денег для приобретения пятисот книг. Библиотекарем стал фельдшер И. Т. Костромин. Ну и, разумеется, была в дореволюционной Арамили художественная самодеятельность. Вершиной стало сценическое действие, имевшее место прямо под открытым небом 21 февраля 1913 года (зимой!!!!) и называвшееся «Жизнь за царя». Осуществить постановку оперного спектакля скромными силами певцов-любителей было не просто. Композитор, как известно, предназначал своё сочинение для профессионального театра. Однако специально для сельских хоров известным на Урале хоровым деятелем А. Д. Городцовым было сделано переложение, по которому арамильские артисты и разучивали сцены из «Жизни за царя». Хорошо зная возможность певцов-любителей, Городцов изменил в отдельных партиях оперы тональность, ввёл в некоторые сцены разговорные диалоги, в новой партитуре отсутствовал оркестр. Его заменял хор. Артистами руководил заведующий местным училищем Гулькин.

gorodcov.jpg

На спектакль собралось чуть ни всё село. Затаив дыхание следили за происходящим на сцене, которой служило крыльцо начального училища. Гул голосов и движение в перерывах мгновенно прекращались всякий раз, как только начиналось очередное действие. А после финального «Славься!» собравшиеся шумным и одобрительным возгласами и аплодисментами долго не отпускали взволнованных зрителей и исполнителей. Сцены из «Жизни за царя» показывали любительские хоры более чем в восьмидесяти сёлах, заводских посёлках, уездных городах. Арамильские же артисты были первыми. Они открыли шествие бессмертной глинковской оперы по сельским сценам Урала. 

gorodcov_zhizn_za_tsarya.jpg

Организованная при непосредственном народном участии культура после долгих десятилетий и даже столетий типично деревенских посиделок, вечеров и хороводов началась с упоминавшегося Дома трезвости по настоянию народных масс. Но не очень сильно отличалось от послереволюционной жизни.



Арамиль, Арамильская слобода, образование, культура, школы, училища, церковь, спектакль, жизнь за царя, горное училище

Возврат к списку